VII и VIII видов (приказ ГлавУО от 04.06.07г. №946 «О внесении изменений в приказ
ГлавУО №1131 от 28.08.06г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии», приказ ГлавУО 28.08.06г. №1131 «Об
утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»).
1.6. Режим интегрированного обучения вводится с целью оказания психологопедагогической и коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам, имеющим
интеллектуальную недостаточность. Обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья ведется с учетом данных о состоянии здоровья и интеллекта обучающихся. С
целью организации комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения
рекомендуется создавать в общеобразовательном учреждении психолого-медикопедагогический консилиум при наличии специалистов.
1.7. При
организации интегрированного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья следует осуществлять:
- нормализацию учебной деятельности;
- активизацию познавательной деятельности;
- повышение уровня их умственного развития;
- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовую адаптацию.
1.8. Школа, осуществляющая интегрированное обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся,
реализацию их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах
усвоения ими образовательного стандарта, соответствующего их психофизическим
возможностям.
II. Содержание и форма организации образовательного процесса школы в режиме
интегрированного обучения
2.1. Школа, осуществляющая интегрированное обучение, самостоятельно определяет
способ организации образовательного процесса в зависимости от наличия количества
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, материально-финансовыми
возможностями школы, кадровым потенциалом.
2.2. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем организуется
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально
развивающимися сверстниками в рамках внутриклассовой дифференциации (когда ребенок
с ограниченными возможностями здоровья не выводится из обычного класса, его обучение
происходит на основе индивидуальных заданий, разработанных на учебном материале,
определяемом программой специальной (коррекционной) школы VII или VIII вида). В
случаях, когда ребенок характеризуется меньшей самостоятельностью в выполнении всех
видов работ, нуждается в организующей и активизирующей помощи учителя, то для такого
ученика (или учеников) целесообразно проводить отдельные занятия по определенным
предметам учебной программы.
2.3. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем допускается
открытие специальных (коррекционных) классов для обучающихся по программам
специальных (коррекционных) школ VII или VIII видов при наличии 12 человек в одной
параллели. При наличии достаточного количества учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (12 человек), обучающихся по программе специальной
(коррекционной) школы VIII вида, на I или II образовательных ступенях целесообразнее
открыть отдельный разновозрастной класс, в котором содержание всех учебных дисциплин
определяется программой специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2.4. Перевод учащихся с ограниченными возможностями здоровья в режим
интегрированного обучения осуществляется на основании заявления родителей (их
законных представителей), заключения областной медико-психологопедагогической
комиссии по согласованию с Отделом образования Администрации Чернышковского
муниципального района, и оформляется приказом директора школы.
2.5. Содержание образования при интегрированной форме обучения определяется
образовательными рабочими программами, разрабатываемыми исходя из особенностей
детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся
сверстников. Разработанные рабочие программы утверждаются в ОУ и должны иметь
положительную рецензию специалиста.
В общеобразовательном учреждении, работающем в режиме интегрированного
обучения, на I образовательной ступени детям с ограниченными возможностями здоровья
прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности,
самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции
нарушения моторики, поведения. В старших классах обучающиеся получают знания по
общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям
труда.
2.6.
2.7. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по
программе специальной (коррекционной) школы VII вида, организуется по учебникам и
учебным пособиям для общеобразовательной школы; обучающихся по программе
специальной (коррекционной) школы VIII вида - по учебникам и учебным пособиям для
специальных (коррекционных) школ VIII вида.
2.8. С целью преодоления отклонений в развитии детей с интеллектуальным снижением в
ОУ с интегрированной формой организации образовательного процесса проводятся
индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Для их проведения используются
часы школьного компонента, их продолжительность 15-25 минут.
2.9. Обучение детей в режиме интеграции осуществляется в первую смену. При
организации учебных занятий в связи с повышенной утомляемостью контингента детей
следует правильно чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного
циклов с уроками пения, рисования, труда и физкультуры. При составлении расписания
уроков в течение учебного дня рекомендуется предметы, связанные с большим умственным
напряжением, для учащихся начальных классов ставить на вторые часы занятий, для
учащихся средних классов - на вторые и третьи. В эти же часы следует предусматривать и
контрольные работы.
2.10. Детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья при наличии у них
выраженных невротических расстройств, аффективного поведения, организуется
индивидуальный щадящий режим (снижение объема задания и темпа работы,
дополнительные паузы отдыха) и обязательная консультация у специалистов районной,
областной ПМПК.
2.11. Обучающиеся по программе специальной (коррекционной) школы VII вида
осваивают программы основного общего образования, проходят обязательную
государственную (итоговую) аттестацию и в соответствии с п., п.2 статьи 27 Закона РФ «Об
образовании» получают документ государственного образца о соответствующем уровне
образования. Выпускники 9 классов, обучающиеся по программе специальной
(коррекционной) школы VIII вида, сдают экзамен по трудовому обучению, им выдается в
установленном порядке свидетельство государственного образца об окончании
специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.
2.12. Для глухих и слабослышащих детей предусмотрена возможность не включать в
программу музыку.
2.13. Для всех детей с ОВЗ вместо физической культуры необходимо предусмотреть
адаптивную физическую культуру.
2.14. Для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного
аппарата для глухих, слабослышащих учеников возможно изменение срока и
продолжительности изучения иностранного языка.
III. Участники образовательного процесса школы, работающей в режиме
интегрированного обучения.
3.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе с интегрированным
обучением являются учащиеся с сохранным интеллектом и с ограниченными
возможностями здоровья, медицинские, педагогические работники ОУ, родители
(законные представители) обучающихся.
3.2.
Образовательный процесс осуществляется учителями, имеющими специальное
образование или прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации при
ИПКиПРО.
3.3. В режим интегрированного обучения переводятся дети при наличии заключения
психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об их обучении в
специальной (коррекционной) школе VII или VIII вида и с согласия родителей (законных
представителей) обучать ребенка по программе специальной (коррекционной) школы
соответствующего вида в режиме интеграции в общеобразовательной школе.
3.4. При переводе учащихся на интегрированное обучение необходимо ознакомить их
родителей
(законных
представителей)
с
документами,
регламентирующими
образовательный процесс в классе такого вида.
3.5. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации
детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и индивидуальных занятиях,
принимать участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных
мероприятиях.