Комплексная программа по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и употребления ПАВ

1

ШКОЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
по профилактике правонарушений,
преступлений, безнадзорности и употребления ПАВ
на 2020 - 2025 учебный год
Авторы программы:
Педколлектив МКОЛУ «Нижнегнутовская СШ»

1. Пояснительная записка
Основная задача воспитания - способствовать социальной адаптации личности
детей и подростков.
Резкий рост правонарушений среди подростков и молодежи требует активного поиска
наиболее эффективных методов профилактической работы, учитывающих не только
острую потребность в ней, но и реальные возможности школы.
В настоящих условиях нужна целенаправленная, эффективная деятельность, направленная
на защиту детей и подростков от вовлечения их в процесс правонарушений.
Программа позволяет подвести ребят к проблемному уровню понимания вопроса
профилактики правонарушений, преступлений, безнадзорности и сформировать
первоначальную негативную установку к употреблению любых психоактивных средств,
осознать ответственность каждого за свой выбор.
Концептуальные основы
Созданию программы предшествовал анализ причин, способствующих
правонарушению среди подростков и молодежи. Причины правонарушений,
безнадзорности и употребления ПАВ, условно можно разделить на три группы.
Первую группу составляют объективные причины личного и социально-экономического
характера:
 генетическая предрасположенность, наследственный характер;
 наличие у подростка психических отклонений и заболеваний. (Как отмечают
врачи-наркологи, среди их пациентов такие подростки составляют 40-60%. Как
правило, у этих подростков наблюдается социальная дезадаптация, и чаще всего
именно они составляют в школе «группу риска»; )
 социально-экономический кризис в стране, пропаганда насилия и жестокости
через кино- и видео мир, кризисное состояние семьи - все это искажает
формирование личности, приводит к слабому усвоению позитивных жизненных
установок и приобретению разрушающих личность безнравственных качеств.
Все вышеизложенное накладывает естественные ограничения на эффективность
любых профилактических мероприятий.
Вторую группу причин составляют психологические и социальные аспекты
дезадаптивного развития личности, которые в принципе поддаются коррекции, но
требуют длительной систематической работы с подростками и их родителями по
2

формированию «психологического иммунитета» и оздоровлению социальной
микросреды. Эту задачу решает воспитательная система школы и целенаправленная

работа социально-психологической службы по формированию позитивного мышления,
обучению подростка противостоянию негативным формам давления, и развитию
адаптивных механизмов психики, развитию рефлексии, критического осмысления
происходящего и, главное, способности принятия самостоятельного позитивного решения
на основе анализа своих чувств и поведения социальною окружения.
Третью группу причин, в наибольшей степени поддающуюся коррекции, составляют:





любопытство;
отсутствие доступной и достоверной информации о ПАВ;
психологические манипуляции с подростками;
влияние молодежной субкультуры.

2. Цель программы
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, раскрытие
личностного потенциала ребёнка:







- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их
жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование
активной гражданской позиции;
- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска
своего места в жизни;
- ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления,
защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии Конвенцией о правах
ребенка, Семейным кодексам РФ и другими законами и постановлениями
Российской Федерации.

3. Задачи программы
1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности,
формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к
правам человека.
2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой
пробе» ПАВ.
3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников
воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического
самоуправления и педагогического коллектива.
4. Формировать морально-волевые качества школьников.
5. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для
творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал
школы.
6. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и
решать возникшие проблемы самостоятельно.
3

7. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и
навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
8. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

4. Участники программы




классные коллективы;
педагоги школы;
родители.
Информационно-практические

занятия

с учащимися

представляют собой групповые занятия с применением активных форм работы, таких как
создание проблемных ситуаций, ситуаций активного поиска, размышления,
противоречивости суждений, мыслительного напряжения.Работа проводится со всеми
подростками, без выделения «группы риска».
В ходе занятий определяется группа детей-волонтеров, способных к активному участию в
профилактической работе.
Информационно-практические занятия с родителями и педагогами предполагают
вооружение их знаниями о сущности ПАВ, о семейных ситуациях и стилях воспитания,
провоцирующих ребенка на правонарушения. Это позволяет семье и школе прийти к
единому взгляду и единству подходов во взаимодействии с подростками.
Активно-деятельностное направление работы организуется детской организацией. Они
проводят в школе деловую игру между классами «Мы соревнуемся» (дисциплина и
порядок, учеба, внешний вид, активность класса, класс без курения, дежурство по
школе), КТД, конкурсы рисунков, плакатов и т.д. Вся работа направлена на определение
каждым подростком своей позиции, умение ее сформулировать, аргументировано
отстоять, принять решение, найти круг единомышленников.

5. Механизм реализации





принятие данной программы к реализации педагогическим советом школы, общим
родительским собранием, общим собранием детской организации;
организация проведения информационно-практического блока с учащимися,
родителями, учителями согласно плану;
планирование школой, детской и молодежной организациями мероприятий и
коллективно-творческих дел по реализации активно-деятельного направления
программы;
использование учебно-методических пособий «Д.О.М.- Выбираю жизнь»; «Мой
выбор» (Ирина Ахметова, Татьяна Иванова и др.)

4

6. Ожидаемые результаты









Создание системы профилактической работы в школе.
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников
воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического
коллектива, ученического самоуправления.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы.
Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях.
Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у
детей и подростков.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.

5

№ п/п
1
2
3

4

5
6
7

8
9
11

12
13

Формы деятельности
Сроки исполнения
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ответственные

Объявление школы, школьного двора запрещенной зоной Ежегодно
Администрация
для употребления ПАВ, табака, алкоголя
Работа Совета по профилактике
В течение периода реализации Администрация
программы
Изучение нормативно – правовой базы по проблеме Ежегодно, на начало учебного Администрация
правонарушений, преступлений, безнадзорности и года
употребления ПАВ
Проведение
анкетирования,
тестирования, Ежегодно,
согласно
плану
Зам. дир. по ВР, кл. руков.,
психологических тренингов
работы психолога школы
ст.вожатая, центр «Семья»,
молодежный центр, психолог
Родительский всеобуч по профилактике правонарушений
Ежегодно, 1 раз в четверть
Администрация, кл.
руководители
Совещание «Работа педколлектива по реализации По графику педсоветов
Администрация
программы»
Проведение педагогического совета «Система работы По графику педсоветов
Администрация
школы по профилактике правонарушений, безнадзорности
и употребления ПАВ»
Обновление оформленных уголков по профилактике Ежегодно, на начало учебного
Ст.вожатая
правонарушений.
года
Включение в план
воспитательной работы школы Ежегодно, на начало учебного
Зам. директора по ВР
вопросов по профилактике
года
Создание банка методических разработок внеклассных В течение периода реализации
Зам. дир по ВР; Классные
мероприятий и уроков по профилактике правонарушений, программы
руководители
безнадзорности и употребления ПАВ
Включение в учебные предметы вопросов по В течение периода реализации
Зам. дир. по УВР
профилактике негативных явлений (По отдельному плану) программы
Диагностика на начало /конец учебного года
Ежегодно,
Согласно
плана
школы
Зам. дир. по ВР
 состояния здоровья
 уровня воспитанности
6

14

Создание видеотеки и картотеки по организации В течение периода реализации
профилактической работы с учащимися школы
программы

Зам. дир. по ВР

РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1

2
3

6

Составление банков данных
 детей от 0 до 18 лет
 неблагополучных семей
 детей из неблагополучных семей
 детей, состоящих на учете в ПДН
 детей, требующих особого педагогического
внимания
 индивидуального трудоустройства
несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН
и занятости детей в летний период
Контроль за посещаемостью детей
Выступления
на
родительских собраниях с
рекомендациями по раннему выявлению вредных
привычек у несовершеннолетних
 Конструктивное разрешение конфликтов – основа
профилактики
правонарушений,
совместная
работа
семьи и школы по формированию
классного коллектива.
 «Спасибо - нет» по формированию устойчивого
отрицательного отношения к ПАВ для работы на
классных часах и групповых беседах с
подростками и их родителями
 Взаимообусловленность
психологических
особенностей подросткового периода
Исследование «внешней среды обитания» подростка,
склонных к правонарушениям
 диагностика, опрос, наблюдение
 изучение документации на семью ребенка

на начало учебного года
Зам. директора по ВР

Ежедневно
По плану школы

Согласно плану школы

7

Кл. руководители,
Администрация
Кл. руководители

Кл. руководители
Инспектор по охране детства

7

 посещение на дому
 составление актов обследования
составление индивидуальных карт на «трудных»
учащихся
Индивидуальное консультирование по поводу проблем По необходимости
обучения, поведения и межличностного взаимодействия
 учителей
 родителей
 учащихся

Зам.дир. по ВР, зам дир. по УВР

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

2
3

Участие в профилактических акциях, операциях
 «Кросс Наций»
 «Внимание, дети»
 «День Здоровья»
 «Дети России»
 «Неделя правовых знаний»
 «День борьбы с вредными привычками»
 «Профилактика безнадзорности и
правонарушений»
 «Профилактика суицидов среди
несовершеннолетних»
(По отдельным планам)
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни
Занятия учащихся в кружках и секциях

4

Организация экскурсий по музеям, духовным центрам.

5

Проведение недели единых действий против всех форм Согласно плана школы
зависимости

1

Ежегодной в течение реализации Администрация
программы
Кл. руководители
Психолог

Согласно плана школы
Классные руководители
Согласно
утвержденному Классные руководители
графику кружковой работы
В каникулярное время
Администрация

8

Классные руководители




6
8

9

Конкурс рисунков, плакатов, стенгазет
Встречи со специалистами ЦРБ, работниками
ПДН, психологов
Участие в соревнованиях «День здоровья»
Ежегодно, сентябрь, апрель
Проведение единого профилактического дня просмотров Ежегодно, 20 февраля
кино и видеофильмов по пропаганде здорового образа
жизни
Занятия Школы правовых знаний (По плану)
Согласно плана школы

Учитель физ – ры, ОБЖ
Администрация
Кл. руководители,
администрация

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1
2

3
4

Общешкольное родительское собрание «Работа семьи и Ежегодно , сентябрь, январь,
школы по профилактике ПАВ»
март, май
Проведение спортивно – массовых мероприятий
Ежегодно,
Согласно
плана
школы
 Папа, мама, я - спортивная семья
 Дня Здоровья
 Походы в лес
 Экскурсионные поездки
День открытых дверей
Ежегодно,
Согласно
плана
школы
Классные
родительские
собрание по
проблеме Ежегодно Согласно плана школы
профилактики негативных явлений

Администрация
Зам. Дир. по ВР,Кл руковод.,
учитель физ - ры

Администрация
Кл. руководители

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
1
2
3
4
5

Проведение рейдов в местах массового пребывания
молодежи
Классные часы «Закон и ты» с приглашением работников
правоохранительных органов
Выступление медработника
на классных часах и
родительских собраниях
Проведение тематических дискотек

Ежедневно
Согласно плана школы

Администрация сельсовета
Администрация школы
Зам. дир. по ВР

Согласно плана школы

Администрация

Согласно плана школы, 1 раз в Администрация,
учителямесяц
предметники, ст. вожатая
Сотрудничество с ЦЗН и администрацией сельского Согласно плана школы
Администрация
9

поселения (трудоустройство учащихся)

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».