противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступа к
информации,
знаниям,
культурным
ценностям
посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации в
соответствии с требованиями ФГОС.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды при условии компьютеризации библиотеки.
2.5. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими
пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС.
3. Основные функции
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;
комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на бумажных и электронных носителях информации
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов
библиотеки.
3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги,
тематические картотеки, электронный каталог.
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся.
3.3.1. Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей.
3.3.2. Организует
обучение
навыкам независимого
библиотечного
пользователя' информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
3.3.3. Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при
организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации
ФГОС;
3.4. Осуществляет
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических работников:
3.4.1. Удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и
здоровьем детей;
3.4.2. Удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
3.4.3. Создает банк педагогической информации как основы единой
информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам.
3.4.4. Способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
3.5. Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку, в том числе способствующих реализации
ФГОС;
3.5.1. Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
3.5.2. Консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3.5.3. Доступ к информационно- образовательной среде организации должен
быть у каждого обучающегося, родителя( законного представителя)
несоверненнолетнего обучающегося в течение всего периода обучения .
4.Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки, реализующей ФГОС.
4.2. Структура библиотеки: абонемент, книгохранилище учебной
литературы.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планом школы, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования, перехода на новые ФГОСы и в пределах
средств, выделяемых учредителями, общеобразовательная организация
обеспечивает библиотеку:
гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов, предусмотренных в школе;
необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой
влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиНов;
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной,
копировальной
и
множительной
техникой,
необходимыми
программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
-библиотечной
техникой
и
канцелярскими
принадлежностями.
4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии
с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с уставом учреждения.
4.7. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
4.7.1. Времени для ежедневного выполнения внутри библиотечной работы;
4.7.2. Одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
Пользователей не производится.
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с
библиотеками других образовательных организаций района.
1. Управление. Штаты
1.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством РФ, субъектов РФ и штатным расписанием школы.
1.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор
школы.
1.3. Руководство библиотекой осуществляет педагог - библиотекарь, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором
школы, обучающимися, их родителями за организацию и результаты
деятельности библиотеки, в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом общеобразовательной организации.
1.4. Педагог - библиотекарь, назначается директором школы, является членом
педагогического коллектива.
1.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист по учебным фондам и школьным библиотекам Управления
образования.
1.6. Педагог - библиотекарь, разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательной организации на утверждение следующие
документы:
1.6.1. Положение о школьной библиотеке;
1.6.2. Правила пользования библиотекой;
1.6.3. Планово-отчетную документацию;
1.6.4. План работы на текущий год;
1.6.5. Анализ работы библиотеки по итогам года.
1.7. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить законодательству РФ о труде.
2. Права и обязанности библиотеки
2.1. Работник библиотеки имеет право:
2.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе
общеобразовательной организации и Положении о библиотеке
общеобразовательной организации;
2.1.2. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний информационной
культуры;
2.1.3. Изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда и инструкцией по работе с документами,
включенными в «Федеральный список экстремистских материалов».
2.1.4. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем общеобразовательной организации, и
по согласованию Советом школы виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
2.1.5. Иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между работниками и
руководством общеобразовательной организации или иными
локальными нормативными актами;
2.1.6. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
2.1.7. Участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
2.2. Работник библиотеки обязан:
2.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, требованиям ФГОС, образовательными
программами
общеобразовательной
организации,
интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
6.2.5. В соответствии с требованиями Федерального закона «О
противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002
г. и в целях исключения возможности массового распространения
экстремистских материалов своевременно проверять фонд библиотеки на
наличие поступлений новых данных в «Федеральный список
экстремистских материалов» и сверять данные с алфавитным и
электронным каталогами школьной библиотеки.
6.2.6. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N
436- ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" обеспечить защиту детей от вредной для их
здоровья и развития информации.
6.2.7. Совершенствовать информационно-библиографическое и
библиотечное обслуживание пользователей;
6.2.8. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
6.2.9. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательной организации;
6.2.10. Отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательной организации не реже 1 раза в год;
6.2.11. Повышать квалификацию.
3. Права и обязанности пользователей библиотеки
3.1. Пользователи библиотек имеют право:
3.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
3.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
3.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
3.1.4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
3.1.5. Продлевать срок пользования документами;
3.1.6.
Получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
3.1.7. Получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронное и иное
оборудование при условии компьютеризации;
3.1.8. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
3.1.9. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательной организации.
3.2. Пользователи библиотеки обязаны:
3.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой;
3.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
3.2.3. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках;
3.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
3.2.5. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаружены дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь; возвращать документы в библиотеку в
установленные сроки;
7.2.6.3аменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными в соответствии с правилами пользования библиотекой. За
утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из
библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда
ответственность должны нести родители или иные законные
представители.
7.2.7. Полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательной организации.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
7.3.1. Запись обучающихся общеобразовательной организации в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения,
родителей обучающихся - по паспорту;
7.3.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
7.4.1. Максимальные сроки пользования документами, учебниками,
учебными пособиями - учебный год;
7.4.2. Научно-популярная, познавательная, художественная литература - 10
дней;
7.4.3. Периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;
7.4.4. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.4.5. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
библиотеке.