Учебный план 2023

Пояснительная записка к учебному плану
1,2,3,4 классов на 2023-2024 учебный год
муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нижнегнутовская
средняя школа».
Рабочий учебный план МКОУ « Нижнегнутовская СШ», реализующий основную
образовательную программу начального общего образования, является важнейшим
нормативным документом по введению и реализации федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной
деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по
классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя,
определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса. А также в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
1. Нормативно-правовая база учебного плана муниципального
общеобразовательного учреждения
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана школы, являются
следующие д о к у м е н т ы :
▪

Конституция Российской Федерации (ст.43);

▪

Зак он Р ос си й ск ой Фе де р ац и и « Об об раз ов ан и и » от (в редакции
Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ )

▪

Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» ;

▪

Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной государственной образовательной программы начального общего
образования» ;
▪

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

▪

Письмо комитета образования , науки и молодежной политики Волгоградской области от
03.06.2022г. « Об изучении предметной области « Родной язык и литературное чтение на

родном языке, родной язык и родная литература, изучение физической культуры»
▪

Основная образовательная программа начального общего образования,,утвержденная
приказом директора МКОУ «Нижнегнутовская СШ» № 157

▪

от 31.08.2023 г

Устав МКОУ «Нижнегнутовская СШ» .

2. Общая характеристика учебного плана.
В ходе освоения общеобразовательной программы школы при реализации учебного плана на
первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
•

Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

•

Формируются универсальные учебные действия;

•

Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения

учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и
индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Базисный учебный план МКОУ « Нижнегнутовская СШ» состоит из двух частей –
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации в школе, реализующей основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
•

Формирование гражданской идентичности обучающихся;

•

их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;

•

готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;

•

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;

•

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

МКОУ « Нижнегнутовская СШ» использует учебное время данной части на различные виды
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные
занятия, экскурсии и т.д.) Общие характеристики, направления, цели и практические задачи

учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку,
литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке,
изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе
«Программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального
общего образования МКОУ « Нижнегнутовская СШ».
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, используется на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В данную часть входит
внеурочная деятельность. Из части, формируемой участниками образовательного процесса
отводится по 1 часу на изучение физической культуры (Подвижные игры) в 1-3 классах, в 4
классе 1 час физической культуры вводится за счет внеурочной деятельности. Изучение всех
предметов учебного плана проводится на базовом уровне. Освоение программы начального
общего образования преследует следующие цели:
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека. Программа направлена на формирование у младших
школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве
человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической деятельности на основе овладения
технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду и людям
труда.
Цели изучения курса «Математики» в начальной школе:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного
опыта
общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически
и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Цели изучения курса «Музыки» в начальной школе:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему и
гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье,
соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития,
необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Цели изучения курса «ИЗО» в начальной школе:
- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям
действительности и искусства;
- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
- развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление
духовной деятельности человека;
- овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта
творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;
- формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной
культуре и их месте в мировой художественной культуре.
У младших школьников в отличие
Цели изучения курса «Английский язык» в начальной школе:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая,
языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная
компетенции;
формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД);
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и
потребностей младших школьников;

формирование коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности – говорении,
аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения
младшего школьника,
развитие мотивации к овладению английским языком;
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в
книге и чтении.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное,
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса МКОУ» Нижнегнутовская СШ», которая
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие (спортивная секция, кружок художественного творчества).
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на
реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно-полезная практика.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности
школьного оздоровительного лагеря.
МКОУ « Нижнегнутовская СШ» на ступени начального общего образования определяет 5дневную продолжительность учебной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе
составляет - 33 недели, во 2 классе-34 учебных недели, в 3 классе – 34 учебных недели, в 4
классе – 34 учебных недели.
Промежуточная аттестация в 1-4 классах осуществляется в следующих формах:
контрольные работы, практические работы, лабораторные работы, сочинения, изложения,
диктанты, тесты.В 4 классе проводятся с целью проверки знаний учащихся ВПР.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для
обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Учебно методические пособия 1- 4 класс
Русский язык

Канакина В.П. Русский язык

( 1 класс) Просвещение 2022 год –

20 экз.
Русский язык
В.П. Канакина Русский язык

( 2 класс) М: Москва –

Просвещение 2022 год – 21 экз.
Русский язык
В.П. Канакина, Русский язык
Русский язык

( 3 класс) М: Просвещение 2022-

21 экз.

В.П. Канакина, Русский язык

( 4 класс) М: Просвещение 2022-

20 экз.

Литературное чтение

Климанова Л.Ф. Литературное чтение

( 1 класс) Просвещение

2022 год-21 экз.
Литературное чтение

Л.Ф. Климанова Литературное чтение

( 2 класс) М: Москва –

Просвещение 2022 год-14 экз.

Литературное чтение

Л.Ф. Климанова Литературное чтение

( 3 класс) М:

Просвещение 2022-14 экз.
Русский родной язык

Александрова О.М. Русский родной язык 1-4 кл, 2022 год-15 экз

Литературное чтение

Л.Ф. Климанова Литературное чтение

( 4 класс) М:

Просвещение 2022-20 экз.
Иностранный язык

Кузовлев В.П..,. Английский язык (2класс) М: Просвещение 2022

г – 18 экз.
Иностранный язык

Кузовлев В.П..,. Английский язык (3класс) М: Просвещение 2022
– 14 экз.

Иностранный язык

Кузовлев В.П..,. Английский язык (4класс) М: Просвещение 2022–
14 экз.

Математика

Моро М.И., Математика (1 класс ) Просвещение 2022 – 20 экз.

Математика

Моро М.И, Математика (2 класс )М: Просвещение 2022– 18 экз.

Математика

М.И. Моро, Математика (3 класс )М: Просвещение 2022 – 15 экз.

Математика

М.И.Моро, Математика (4 класс )М: Просвещение 2022 г– 14 экз.

Окружающий мир

Плешаков А.А. Окружающий мир (1 класс) Просвещение 2022 –
21 экз.

Окружающий мир

А.А. Плешаков, Окружающий мир (2 класс) М: Просвещение 2022
– 18 экз.

Окружающий мир

А.А. Плешаков, Окружающий мир (3 класс) М: Просвещение 2022
– 14 экз.

Окружающий мир

А.А. Плешаков, Окружающий мир (4 класс) М: Просвещение 2022
– 14 экз.

Музыка

. В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка (1 класс) Просвещение 2022
- 21 экз.

Музыка

. В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка (2 класс) Баласс 2022 – 18
экз.

Музыка

. В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка (3 класс) Баласс 2022 – 15
экз.

Музыка

. В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка (4 класс) Баласс 2022 – 14
экз.

ИЗО

О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская Изобразительное искусство (1
класс) Просвещение 2022 – 21 экз.

ИЗО

О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская Изобразительное искусство (2
класс) Баласс 2022 – 18 экз.

ИЗО

О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская Изобразительное искусство (3
класс) Баласс 2022– 14 экз

ИЗО

О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская Изобразительное искусство (4

класс) Баласс 2022 – 14 экз
Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура (1 класс) Просвещение 2022 – 22
экз.

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура (2 класс) Просвещение 2022 – 18
экз.

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура (3 класс) Просвещение 2022 – 15
экз.

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура (4 класс) Просвещение 2022 – 14
экз

Технология

О.А.Куревина, Е.А Лутцева Технология (1 класс) Просвещение
2022 – 20 экз

Технология

О.А.Куревина, Е.А Лутцева Технология (2 класс) Баласс 2022 –
18 экз.

Технология

О.А.Куревина, Е.А Лутцева Технология (3 класс) Баласс 2022 –
18 экз

Технология

О.А.Куревина, Е.А Лутцева Технология (4 класс) Баласс 2022 –
15 экз

Годовой учебный план 1-4 классов МКОУ «Нижнегнутовская СШ», на 2023- 2024
учебный год.
Предметные

Учебные

области

предметы
Классы

Количество часов в год

Уровень

1кл 2кл

3кл 4кл

Всего

базовый

165

170

170 170

675

базовый

132

136

136 136

540

68

68

204

136

136 136

программы
Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

литературное

Литературное чтение

чтение
Иностранный язык

Иностранный язык
(англ)

Математика и

базовый

68

Математика

информатика

базовый

Основы

Основы православной

религиозных

культуры

132

540

культур и светской
этики
Обществознание и

базовый

34

34

Окружающий мир

естествознание
(окружающий мир)

базовый

66

68

68

68

270

базовый

33

34

34

34

135

искусство

базовый

33

34

34

34

135

Технология

Технология

базовый

33

34

34

34

135

Физическая

Физическая культура
базовый

66

68

68

68

270

базовый

33

34

34

0

101

Искусство

Музыка
Изобразительное

культура
Часть,

Подвижные игры

формируемая
участниками
образовательных

отношений
Итого максимальная нагрузка

693 782

782

782

3039

330 340

340

340

1350

Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.) *

Недельный учебный план 1-4 классов МКОУ «Нижнегнутовская СШ», на 2023- 2024
учебный год.
Предметные

Учебные

области

предметы
Классы

Количество часов в неделю

Уровень

1кл 2кл 3кл 4кл

Всего

базовый

5

5

5

5

20

базовый

4

4

4

4

16

2

2

2

6

4

4

4

16

1

1

программы
Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

литературное

Литературное чтение

чтение
Иностранный язык

Иностранный язык
(англ)

Математика и

базовый

Математика

информатика

базовый

Основы

Основы православной

религиозных

культуры

4

культур и светской
этики
Обществознание и

Окружающий мир

естествознание
(окружающий мир)

базовый

2

2

2

2

8

базовый

1

1

1

1

4

искусство

базовый

1

1

1

1

4

Технология

Технология

базовый

1

1

1

1

4

Физическая

Физическая культура
базовый

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

0

3

Искусство

Музыка
Изобразительное

культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

базовый

Физическая культура

1

1

1

3

21

23

23

23

90

10

10

10

10

40

Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.) *

Пояснительная записка к учебному плану 5, 6,7,8,9 классов на 2023-2024 учебный год
муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нижнегнутовская средняя
школа»
Рабочий учебный план МКОУ « Нижнегнутовская СШ», реализующий основную
образовательную программу основного общего образования, является важнейшим нормативным
документом по введению и реализации федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет
учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным
предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие
рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его
усвоению и организации образовательного процесса. А также в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
1. Нормативно-правовая база учебного плана муниципального
общеобразовательного учреждения
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана школы, являются
следующие д о к у м е н т ы :
▪

Конституция Российской Федерации (ст.43);

▪

Зак о н Р о с си й ск о й Фе де р ац и и « Об об раз ов ан и и » от (в редакции
Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ )

▪

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г.
«Об утверждении ФГОС ООО»
▪

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

▪

Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2020 № 249 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный
год»;

▪

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ № 1897 от
17.12.2010 года.

▪

Приказ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО» утвержденный
приказом министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.

▪

Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной государственной образовательной программы основного бщего
образования» ;
▪

Приказ № 1577 минобрнауки РФ от 31.12.2015 г «О внесении изменений в Федеральный
государственный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом
министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»

▪

Приказ Министерства образования и науки России от 6.10.2019 года № 373 и 17.12.2010 г
№ 1897 « Об изучении предметной области « Родной язык и литературное чтение на
родном языке, родной язык и родная литература»

▪

Основная образовательная программа основного общего образования , утвержденная
приказом директора школы № 157 от 31.08.2023 года.

▪

Устав МКОУ «Нижнегнутовская СШ».

2. Общая характеристика учебного плана.
В ходе освоения общеобразовательной программы школы при реализации учебного плана на
второй ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
•

Продолжает закладываться основа формирования учебной деятельности ребенка – система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

•

Формируются универсальные учебные действия;

•

Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения
учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и
индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Базисный учебный план 6,7,8,9 классов МКОУ « Нижнегнутовская СШ» состоит из двух
частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации в школе, реализующей основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
•

Гражданской идентичности обучающихся;

•

их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;

•

готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;

•

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;

•

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

МКОУ « Нижнегнутовская СШ» использует учебное время данной части на различные виды
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные
занятия, экскурсии и т.д.) Общие характеристики, направления, цели и практические задачи
учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной
образовательной программы основного общего образования, в том числе по русскому языку,
литература, иностранному языку, математике, биология, география, история, основа
религиозных культур и светской этики, музыке, изобразительному искусству, технологии,
физической культуре, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов»
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «
Нижнегнутовская СШ».
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, используется на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В данную часть входит
внеурочная деятельность. Из части , формируемой участниками образовательного процесса в
5,6 классе 1 час отводится на изучение физической культуры. Из части, формируемой
участниками образоывательного процесса в 7 классе отводится 1 час на изучение физической
культуры , 1 час- на изучение биологии, в 8 классе 1 час отводится на изучение физической
культуры, 1 час на изучение факультативного курса « Язык твой – друг твой «, в 9 классе 0,5
часа отводится на изучение русского родного языка и 0,5 часа на изучение литературы на
русском родном языке, 1 час на изучение физической культуры, Изучение всех предметов
учебного плана проводится на базовом уровне. Освоение программы основного общего
образования в 5, 6, 7,8,9 классах преследует следующие цели:
Целью изучения литературы в5, 6,7,8,9 классах является:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Целями изучения предмета «Родной язык» ( русский: протокол общешкольного
родительского собрания № 1 от 26.08.2019 г) в основной школе являются: ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической
и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления,
воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её
проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению
его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Целями изучения родной русской литературы приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение малых

форм устного народного творчества, художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основная цель изучения учебного предмета «Русский язык»:
1. Включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры.
2. Воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов
России;
3. Осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности и ее социальным ростом;
4. Приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
5. Формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание
исторической преемственности поколений;
6. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
7. Получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины
мира;
овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные
результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
Цели обучения:
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке,
подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими
объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о
неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей
Родины, своей местности;
Знакомство с географической картой;
Пробуждение интереса к естественным наукам;
Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.
Целью физического воспитания в 5, 6,7,8,9 классе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической
культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в 5, 6,7,8 классе являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о
распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре труда, производства, развитие
культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные
виды технологической деятельности по созданию личностно и общественно значимых
продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и
механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин,
способами управления отдельными видами бытовой техники;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности;

Цели изучения предмета «Английский язык»
Первой содержательной линией учебного предмета «Английский язык» являются
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства
и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения.
Цели обучению «Изобразительному искусству»:
·

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей

духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Цели изучения истории в5, 6,7,8,9 классе:
Цели курса:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками
представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание
патриотизма, формирование гражданского самосознания.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное,
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса МКОУ» Нижнегнутовская СШ», которая
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие (спортивная секция, кружок художественного творчества).
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на
реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно-полезная практика .В 6 классе в рамках внеурочной деятельности вводится

предмет – финансовая грамотность.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности
школьного оздоровительного лагеря.
МКОУ « Нижнегнутовская СШ» на ступени основного общего образования определяет 5дневную продолжительность учебной недели. Продолжительность учебного года в 5, 6,7,8,9
классах – 34 учебные недели.
Промежуточная аттестация в 6-8 классах осуществляется в следующих формах: контрольные
работы, практические работы, лабораторные работы, сочинения, изложения, диктанты, тесты,
диагностические работы.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней.
Учебно- методические пособия 5 класс
Учебный

Автор(ы), название, издательство, год издания используемых

предмет

учебников

Русский язык

М.Т.Баранов, Т.А., Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. (5
класс) Просвещение 2021, 2022 – 14 экз

Литература

Коровина В.Я. Журавлев В.П. Коровин В.И. Литература (5
класс) Просвещение 2021, 2022 – 13 экз.

Иностранный

Кузовлев В.П..,. Английский язык (5класс) М: Просвещение

язык

2022 – 13 экз.

Математика

Виленкин Н.Я. Жохов В.И. Чесноков А.С. и др. Математика (5
класс) Мнемозина 2022 – 21 экз.

История

Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История. История
Древнего мира (5 класс) Просвещение 2021, 2022 – 14 экз

География

Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (5 класс)
Русское слово 2021 – 14 экз

Биология

Сонин Н.И. Сонина В.И. Биология (5 класс) Дрофа 2021, 2022 –
21 экз

Музыка

Науменко Т.И. Алеев В.В. Искусство. Музыка (5 класс) Дрофа
2022 – 13 экз
экз

ИЗО

Горяева Н.А. Островская О.В. (Под ред. Неменского Б.М.)
Изобразительное искусство (5 класс) Просвещение 2021 – 13 экз

Физическая

Виленский М.Я. Туревский И.М. Торочкова Т.Ю. и др. (Под.

культура

Ред. Виленского М.Я.) Физическая культура (5 класс)
Просвещение 2022 – 48 экз.

Технология

Тищенко А.Т Симоненко В.Л. Технология. (5класс ) 2021
ВЕНТАНА ГРАФ – 14 экз

Учебный

Автор(ы), название, издательство, год издания используемых

предмет

учебников

Русский язык

М.Т.Баранов, Л.А., Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. (6
класс) Просвещение 2021, 2022 – 21 экз.
М.Т.Баранов, Л.А., Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. (7

класс) Просвещение 2021, 2022 г– 13 экз
М.Т.Баранов, Л.А., Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. (8
класс) Просвещение 2021, 2022 – 22 экз.

Литература

Полухина В.П. Коровина В.Я. Журавлев В.П. и др. (Под ред.
Коровиной) Литература (6 класс) Просвещение 2021, 2022 – 21
экз.
Коровина В.Я. Журавлев В.П. Коровин В.И. Литература (7
класс) Просвещение 2022 – 15 экз.
Коровина В.Я. Журавлев В.П. Коровин В.И. Литература (8
класс) Просвещение 2022 – 22 экз.

Иностранный
язык

Кузовлев В.П..,. Английский язык (6класс) М: Просвещение
2021 – 21 экз
Кузовлев В.П..,. Английский язык (7класс) М: Просвещение
2022 – 15 экз.
Кузовлев В.П..,. Английский язык (8класс) М: Просвещение
2022 – 22 экз.

Математика

Виленкин. Математика (6 класс) М:Москва Просвещение - 13
экз.
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Нешков К.И. и др. (под ред.
Теляковского) Алгебра (7 класс) Просвещение 2022 – 13 экз.

Алгебра

Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Нешков К.И. и др. (Под ред.
Теляковского) Алгебра (8 класс) Просвещение 2022 – 22 экз
Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев с.Б. и др. Геометрия (7-9

Геометрия

класс) Просвещение 2022 г – 50 экз

История

Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История. История
Древнего мира (5 класс) Просвещение 2019, 2020 – 14 экз
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России (6 класс)
Просвещение 2019, 2020 – 21 экз

Всеобщая
история

Юдовская А.Я Баранов П.А. Ванюшкина Л.М. Всеобщая
история. История нового времени 1500-1800 (7 класс)

Просвещение 2021 -14 экз

История России

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России (7 класс)
Просвещение 2022- 14 экз.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России (8 класс)
Просвещение 2021 – 22 экз

Обществознание

Боголюбов Л.Н. Обществознание (7 класс) Просвещение 2021 –
15 экз
Боголюбов Л.Н. (8 класс) Просвещение 2022 – 22 экз

Информатика и

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (8 класс) БИНОМ

ИКТ

Лаборатория знаний 2021 – 22 экз

География

Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (6 класс)
Русское слово 2021 – 21 экз
Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (7 класс)
Русское слово 2022 – 13 экз
Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (8 класс)
Русское слово 2022 – 22 экз

биология

Сонин Н.И. Сонина В.И. Биология (6 класс) Дрофа 2021, 2022 –
21 экз

Музыка

Науменко Т.И. Алеев В.В. Музыка (6 класс) Дрофа 2021 – 21 экз
Науменко Т.И. Алеев В.В. Искусство. Музыка (7 класс) Дрофа
2021 – 14 экз
Науменко Т.И. Алеев В.В. Музыка (8 класс) Дрофа 2022 г – 22
экз

ИЗО

Неменская Л.А. (Под ред. Неменского Б.М.) Изобразительное
искусство (6 класс) Просвещение 2021 г – 21 экз
Питерских А.С. Гуров Г.Е. (Под ред. Неменского Б.М.)
Изобразительное искусство (7 класс) Просвещение - 13 экз

Физическая

Виленский М.Я. Туревский И.М. Торочкова Т.Ю. и др. (Под.

культура

Ред. Виленского М.Я.) Физическая культура (5 -7класс)
Просвещение 2020 – 48 экз.

Лях В.И. Маслов М.В. Физическая культура (8 класс)
Просвещение 2021 – 22 экз

Технология

Тищенко А.Т. Симоненко В.Д. Технология. (6 класс) ВЕНТАНА
ГРАФ 2022 – 21 экз
Тищенко А.Т. Симоненко В.Д. Технология. (7 класс) ВЕНТАНА
ГРАФ 2021 – 14 экз
Симоненко В.Д. Технология (8 класс) ВЕНТАНА ГРАФ 2021 –
22 экз

Биология

Сонин Н.И. Захаров В.Б. Биология (7 класс) Дрофа 2022 – 15 экз
Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология (8 класс) Дрофа 2021 – 22 экз

Физика

Перышкин А.В. Физика (7 класс) Дрофа 2021 – 13 экз
Перышкин А.В. Физика (8 класс) Дрофа 2021,2022– 22 экз

ОБЖ

Смирнов Т.А. Хренников Б.О. (Под ред. Смирнова А.Т.) Основы
безопасности жизнедеятельности (8 класс) Просвещение 2021 –
22 экз

Учебный

Автор(ы), название, издательство, год издания используемых учебников

предмет

Русский язык

Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. (9 класс) Просвещение 2021 – 15
экз

Русский язык
Литература

Коровина В.Я. Журавлев В.П. Коровин В.И. и др. (Под ред. Коровина
В.Я.) Литература (9 класс) Просвещение 2021, 2022– 15 экз

Иностранный

Кузовлев В.П..,. Английский язык (9класс) М: Просвещение 2022– 15 экз

язык
Алгебра

Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Нешков К.И. и др. (Под ред.
Теляковского) Алгебра (9 класс) Просвещение 2021– 15 экз

Информатика и

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (9 класс) БИНОМ Лаборатория

ИКТ

знаний 2021– 15 экз

История России

Данилов А.А. Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. История России (9 класс)
Просвещение 2021, 2022– 15 экз

Всеобщая

О.С. Сороко- Цюпа Всеобщая история. (9 класс) М:Просвещение

история

2021,2022– 15 экз

Обществознание

Боголюбов Л.Н. (9 класс) Обществознание Просвещение 2020– 16 экз

География

Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (9 класс) Русское слово
2022– 15 экз

Биология

Мамонтов С.Г. Захаров Б.Б. Агафонова И.Б. и др. Биология (9 класс)
Дрофа 2021, 2022– 15 экз

Физика

Перышкин А.В. Гутник Е.М. Физика (9 класс) Дрофа 2022– 15 экз

Химия

Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия (9 класс) Просвещение 2021– 15
экз

Музыка

Науменко Т.И. Алеев В.В. Музыка (9 класс) Дрофа 2022 г – 15 экз

Физическая

Лях В. И. МасловМ.В. Физическая культура (9 класс) Просвещение 2021

культура

г– 15 экз

Технология

Симоненко В.Д, А.Н. Богатырёв Технология (9 класс) ВЕНТАНА ГРАФ
2022 г– 15 экз

Недельный учебный план

5, 6,7,8,9 классов МКОУ «Нижнегнутовская СШ»,

на 2023- 2043 учебный год

1

Учебные
предметы

Уро

Классы

вен

5кл

6

7 кл

кл

8

9

кл

кл

Всего

ь
про
гр
Обязательная
часть
Русский язык и

Русский язык

баз

5

6

4

3

3

21

литература

Литература

баз

3

3

2

2

3

13

Родной язык и родная

Родной язык

литература

(русский)
Родная

баз

0,5

0,5

баз

0,5

2

3

15

литература (
русская)
Иностранные языки

Английский

баз

3

3

5

5

3

3

язык
Математика и

Математика

баз

информатика

Математика:

баз

10
5

5

10

алгебра;
геометрия
алгебра

баз

3

3

геометрия

баз

2

2

Вероятность и

баз

1

1

информатика

баз

1

1

история

баз

2

2

стастистика

2

2

История

1

3
8

2,5

2,5

Росии.Всеобщая
история.Введен
ие в новейшую
историю.
Обществознани

баз

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

е
География

баз

Естественно-научные

Физика

баз

предметы

Химия

баз

Биология

баз

1

1

ОДНКНР

баз

1

1

Музыка

баз

1

1

1

Изобразительно

баз

1

1

1

2

2

2

Основы духовно-

1

1

2

нравственной культуры
народов России
Искусство

1

4
3

е искусство
Технология

Технология

баз

Физическая культура и

ОБЖ

баз

Основы безопасности

Физическая

баз

жизнедеятельности

культура

2

2

3

1

7

1

1

2

3

3

13

Итого

27

29

31

31

32,

150,5

5
Часть, формируемая участниками

2

1

0

1

0,5

4,5

образовательного процесса
Язык твой друг твой

баз

Физическая культура

баз

1

Факультатив по математике

баз

1

Факультатив по биологии

баз

Максимально допустимая недельная

1

1

1

2
1
0,5

0,5

29

30

31

32

33

157

10

10

10

10

10

50

нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.) *

Пояснительная записка
к УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 10 ,11 классов
муниципального казённого общеобразовательного учреждения « Нижнегнутовская
средняя школа» на 2023-2024 учебный год.
учебный план МКОУ «Нижнегнутовская СШ», реализующей основную образовательную
программу среднего общего образования, разработан в соответствии с нормативными
правовыми актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. от 27.12.2019)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в
ред. от 29.06.2017)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений» (в ред. от 22.05.2019)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 10.06.2019)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594
«Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ,
проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол
от 28 июня 2016 г. N 2/16-з)
▪
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной государственной образовательной программы среднего общего
образования» ;
Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О
методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
Методические рекомендации Минобрнауки по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом
министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
▪

Основная образовательная программа среднего общего образования , утвержденная
приказом директора школы № 157

▪

от 31.08.2023 года

Устав МКОУ «Нижнегнутовская СШ».

Учебный план определяет:
1.перечень учебных предметов федерального компонента государственного стандарта
общего образования и регионального компонента, обязательных к изучению всеми
обучающимися образовательных учреждений, реализующих основную образовательную
программу общего образования;
2.максимальный объем еженедельной учебной нагрузки обучающихся (при этом
обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую);
3.обязательную минимальную еженедельную нагрузку обучающихся по всем
классам и ступеням обучения;
4.учебное время, отводимое на освоение федерального компонента
государственного стандарта общего образования и компонента образовательного
учреждения по классам, образовательным областям и образовательным
компонентам (предметам).
В учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность
перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход,
строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Минимальное количество часов в учебном плане на преподавание каждого
образовательного компонента рассчитано для 10 и 11 классов на 34 учебные недели.
Целями изучения физики в средней школе являются:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах
научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической
картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе зависимости; применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических
устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
Целями изучения предмета «Родной язык» являются: • ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников,
умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; •
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы важнейших химических знаний: понятий, фактов, основных законов и теорий,
химического языка, сведений по истории развития химии;
ознакомление с глобальными проблемами человечества, их химическими аспектами и
возможными путями решения;
изучение методов познания природы, таких как наблюдение, анализ, синтез, химический
эксперимент, моделирование;
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
Цели изучения обществознания в средней школе:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
Цели изучения информатики в средней школе:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и
ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее
целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Целью изучения литературы в средней школе является:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 10, 11 классах имеет
познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и
формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины
мира;
овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные
результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
Цели обучения
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке,
подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими
объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о
неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей
Родины, своей местности;
Знакомство с географической картой;
Пробуждение интереса к естественным наукам;
Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры личности школьника.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической
культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о
распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре труда, производства, развитие
культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные
виды технологической деятельности по созданию личностно и общественно значимых
продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и
механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин,
способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности;

Цели изучения предмета «Английский язык»
Первой содержательной линией учебного предмета «Английский язык» являются
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства
и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения.
Цели изучения истории :
Цели курса:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками
представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание
патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Учебный план имеет двухкомпонентную структуру.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных предметов определяет
стандарт федерального компонента общего образования.
Федеральный компонент учебного плана предусматривает реализацию
общеобразовательных программ, обеспечивающих выполнение федерального компонента
государственного стандарта общего образования, и устанавливает перечень учебных
предметов и объем учебного предмета, отводимого на их изучение, по ступеням общего
образования и учебным годам.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Изучение всех предметов учебного плана проводится на базовом уровне., кроме
математики и обществознания.
•

Для формирования индивидуальных образовательных маршрутов за счет часов
компонента образовательного учреждения вводятся элективные курсы в 10 классе:
- «Астрономия»-34 часа;

•

Для формирования индивидуальных образовательных маршрутов за счет часов
компонента образовательного учреждения вводятся элективные курсы в 11 классе
-«Русский язык в формате ЕГЭ» - 34 часа;
- «Решение задач по планиметрии» - 34 часа;
- «Подросток и закон» - 34 часа;
- Многообразие организмов-34 часа
-«Художественные образы отечественной культуры»-34 часа
- «Решение задач по планиметрии»-34 часа

Общая итоговая предельно допустимая учебная нагрузка учащихся соответствует
норме. Учебный план полностью обеспечен необходимым количеством кадров
соответствующей квалификации.
Промежуточная аттестация осуществляется в следующих формах: контрольные
работы, лабораторные работы, практические работы, письменные отчеты, диктанты,

сочинения, изложения, тесты, комплексные диагностические работы.
Учебно- методические пособия 10 класс
Учебный

Автор(ы), название, издательство, год издания используемых

предмет

учебников

Русский язык

Власенков А.И., Рыбченкова (10 класс) Просвещение, 2022, - 13 экз

Литература

Лебедев Ю.В. (Под ред. Журавлева) Литература (10 класс)
Просвещение 2022- 13 экз

Иностранный

Кузовлев В.П..,. Английский язык (10класс) М: Просвещение 2021- 13

язык

экз

Алгебра

Алимов Ш.А Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа (10-11)
Просвещение 2021 – 23 экз

Геометрия

Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев с.Б. и др. Геометрия (1011класс) Просвещение 2021 – 24 экз

Информатика и

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (10 класс) БИНОМ Лаборатория

ИКТ

знаний 2021- 13 экз

Обществознание

Боголюбов Л.Н. Аверьянов Ю.И. Городецкая Н.И. Обществознание
(10 класс) Просвещение 2021- 15 экз

История России

Борисов Н.С., Левандовский А.А. История России (10 класс)
Просвещение 2022- 13 экз

Всеобщая

Н.В. Загладин, НА. Симония. Всеобщая история (10 класс) Русское

история

слово 2022г

Всеобщая

Н.В. Загладин Всеобщая история (11 класс) Русское слово,2022 - 10

история

экз

География

Домогатских Е.М. Алексеевский Н.И. География (10 класс) Русское
слово 2021- 13 экз

Биология

Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. Биология 2021 г (10 11класс)- 23 экз

Физика

Л.П. Гендельштейн, Физика (10 класс) М: Мнемозина 2021- 13 экз

Химия

Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия (10 класс) Просвещение 202215 экз

Физическая

Лях В.И. Маслов М.В. Физическая культура (10 класс) Просвещение

культура

2022- 13 экз

ОБЖ

Смирнов А.Т. Мишин Б.И. Васнев В.А. Смирнов А.Т. Ижевский И.В.
(Под ред. Смирнова А.Т.) Основы безопасности жизнедеятельности
(10 класс) Просвещение 2022- 14 экз

Технология

Н.В. Симоненко В.Д. (Под ред. Симоненко В.Д.) Технология (10
класс) ВЕНТАНА ГРАФ 2021 г- 13 экз

Учебно методические пособия 11 класс
Учебный

Автор(ы), название, издательство, год издания используемых

предмет

учебников

Русский язык

Власенков А.И., Рыбченкова (11 класс) Просвещение, 2021, - 10 экз

Литература

Лебедев Ю.В. (Под ред. Журавлева) Литература (11 класс)
Просвещение 2021- 10 экз

Иностранный

Кузовлев В.П..,. Английский язык (11класс) М: Просвещение 2022- 10

язык

экз

Алгебра

Алимов Ш.А Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа (11 кл)
Просвещение 2021 – 23 экз

Геометрия

Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев с.Б. и др. Геометрия (1011класс) Просвещение 2021 – 24 экз

Информатика и

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (11 класс) БИНОМ Лаборатория

ИКТ

знаний 2021- 10 экз

Обществознание

Боголюбов Л.Н. Аверьянов Ю.И. Городецкая Н.И. Обществознание
(11 класс) Просвещение 2021- 10 экз

История России

Левандовский А.А. Щетинов Ю.А. Мироненко С.В. История России
(11 класс) Просвещение 2022- 10 экз

Всеобщая

Н.В. Загладин Всеобщая история (11 класс) Русское слово,2022 - 10

история

экз

Биология

Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. Биология 2021 г (10 11класс)- 23 экз

Физика

Л.П. Гендельштейн, Физика (11 класс) М: Мнемозина 2021- 10 экз

Химия

Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия (11 класс) Просвещение 202110 экз

ОБЖ

Смирнов А.Т. Мишин Б.И. Васнев В.А. Смирнов А.Т. Ижевский И.В.
(Под ред. Смирнова А.Т.) Основы безопасности жизнедеятельности
(11 класс) Просвещение 2022- 10 экз

Технология

Н.В. Симоненко В.Д. (Под ред. Симоненко В.Д.) Технология (11
класс) ВЕНТАНА ГРАФ 2021- 10 экз

Недельный
учебный план 10,11 классов МКОУ «Нижнегнутовская СШ», на 2023- 2024 учебный год
Предметные области

Учебные

Количество часов в неделю

предметы
Классы

Уровень

10

11

Всего

программы

кл

кл

базовый

2

1

3

литература

базовый

3

3

6

Иностранный язык (англ)

базовый

3

3

6

Родной язык (русский)

базовый

1

1

базовый

1

1

Обязательная часть
Русский язык
Филология

Родная литература
(русская)
алгебра и начала
Математика и

математического анализа

углубленный 4

4

информатика

геометрия

углубленный 3

3

Вероятность и статистика

углубленный 1

1

Информатика

базовый

1

1

2

4

4

Математика: алгебра и
начала математического
анализа, геометрия

базовый

История

базовый

Общественно-

Обществознание

углубленный 4

научные предметы

обществознание

базовый

География

базовый

Физика
Естественно-научные

2

2

4
4

2

2

1

1

2

базовый

2

2

4

Химия

базовый

1

1

2

предметы

Биология

базовый

1

1

2

Физическая культура

ОБЖ

базовый

1

1

2

и ОБЖ

Физическая культура

базовый

3

3

6

Индивидуальный проект

базовый

1

Итого: недельная нагрузка

1

33

27

60

образовательного процесса

1

7

8

Астрономия

1

Часть, формируемая участниками

Решение задач по планиметрии

1
1

1

культуры

1

1

Русский язык в формате ЕГЭ

1

1

Художественные образы отечественной

Дополнительные главы по органической химии

1
1

Многообразие организмов

1

1

Подросток и закон

1

1

Индивидуальный проект

1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

34

34

68

Внеурочная деятельность (кружки, секции и др)

10

10

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».